Пауль Клее жил на рубеже 19 и 20 веков, но его эстетическое чутье всегда было обращено к будущему. Может быть поэтому большая часть работ швейцарско-немецкого художника, преподававшего в Баухаусе, до сих пор кажется крайне современной.
Знаменитый художник оставил после себя не только 9 000 разнообразных произведений живописи (не считая кукл ручной работы, которые он делал для своего сына), но и немало собственных записей, лучшие из которых были опубликованы на английском как «Дневники Пауля Клее». В двух томах (Мыслящий глаз и Природа природы) были опубликованы эссе художника, посвященные современному искусству, и его лекции, которые он читал в школе Баухаус в 1920-ых.
«Эти работы считаются настолько важными для понимания современного искусства, что их часто сравнивают со значением, которое «Трактат об искусстве» Леонардо да Винчи имел для Ренессанса», - пишет Monoskop. А критик Герберт Рид описывал эти книги так: «самое полное изложение принципов дизайна, когда-либо созданное современным художником – содержит эстетические принципы новой эры искусства, в которой сам Клее занимает позицию, сравнимую с ролью Ньютона в мире физики».
Недавно Центр Пауля Клее выложил в открытый доступ почти все 3,900 страниц личных записных книг художника, которые он использовал как источник материала для преподавания в Баухаусе между 1921 и 1931 годом. Если вы не читаете на немецком языке, его теоретические рассуждения о механике искусства могут вас не тронуть. Но вот иллюстрации всех его наблюдений и понятых им принципов могут увлечь любого – точно также как и его картины.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв