Насколько адекватна существующая система авторского права?

0   616   0

February 05, 2018 16:00


В рамках Copyright Week опубликованы аналитические материалы об использовании законодательства в сфере авторского права как инструмента необоснованного контроля и цензуры

Поделиться c друзьями:  


5a7880198b8a8707b7c82208

Политика в отношении авторских прав должна поддерживать человеческое творчество, а не препятствовать ему. Жесткое законодательство в области авторских прав, принятое практически во всех странах мира, в значительной мере подрывает наши способности к обсуждению, критике и переосмыслению нашего общего культурного наследия.

В одной из статей Фонда электронных рубежей, приуроченных к этому дню, организация приветствует долгожданное расширение корпуса работ в общественном достоянии, которое в США в полномасштабном объеме начнет происходить со следующего, 2019 года. Подчеркивается важность общественного достояния для творческого процесса.

Сама суть авторского права применительно к представителям креативных профессий заключается в стимулировании их работы через предоставление им эксклюзивных прав на творчество. Однако защита авторских прав все же ограничена, и по истечении определенного срока произведения попадают в общественное достояние. В Соединенных Штатах продолжительность срока действия авторского права неуклонно расширялась. К настоящему времени опубликованные работы защищаются авторским правом в течение 95 лет (для корпоративных работ) или в течение 70 лет после смерти автора (для индивидуальных работ).

В последний раз Конгресс изменял Закон “о продлении срока действия авторских прав” в 1998 году. Он фактически заморозил переход работ, защищаемых авторским правом с 1923 года, в общественное достояние на 20 лет – до 2019 года. Таким образом, в Соединенных Штатах лишь незначительное число работ вошло в общественное достояние за все это время. 1 января 2019 года этому затишью придет конец, поскольку работы, впервые опубликованные в 1923 году, войдут в общественное достояние.

Уолт Дисней построил свою империю по созданию анимационных фильмов, опираясь на общедоступные сказочные сюжеты. И все это лишь для того, чтобы в дальнейшем созданная им компания стала одним из самых яростных сторонников ужесточения копирайта, запрещающим обращение к целым вселенным даже на условиях добросовестного использования.

Переход работ в общественное достояние способствует творчеству свободному от ограничений крупных корпораций и других бенефициаров авторского права.

Тимоти Воллмер из Creative Commons присоединяется к этой дискуссии, выражая надежды на то, что продление срока защиты авторских прав в дальнейшем больше не повторится. Он отмечает, что множественные исследования показывают отсутствие весомых оснований для этого. В своей статье за 2009 год экономист Руфус Поллок и вовсе утверждал, что оптимальный срок продолжительности действия авторских прав должен составлять 15 лет.

В США наиболее заметным судебным процессом, который был направлен против прошлого продления срока действия авторских прав, было дело Элдреда против Эшкрофта. Известный американский борец за реформу копирайта Лоренц Лессиг выступал консультантом истца, издателя Эрика Элдреда. Он заявлял тогда, что продление срока действия авторских прав на 20 лет, принятое в 1998 году, нарушило конституционное требование о том, что период действия авторского права должен быть жестко ограничен, ретроактивно расширив условия действия авторского права. Эту позицию поддержали несколько ведущих экономистов, включая нобелевских лауреатов, которые доказывали, что издержки от продления срока действия авторских прав перевесят выгоды для экономического роста.

Дело, однако, было проиграно.

Американский прецедент с продлением срока действия авторских прав во многом идет вразрез с современными глобальными тенденциями в этой области. Так австралийские законодатели в прошлом году ликвидировали юридическую лазейку, которая могла позволить установит вечное действие авторского права на еще не опубликованные работы. А их канадские коллеги готовят реформу авторского права, которая позволит увеличить значимость общественного достояния.

Мир сильно изменился за двадцать лет, что во многом произошло благодаря массовому росту доступа к интернету. Это трансформировало общественное восприятие проблемы авторских прав. Мы стали свидетелями масштабных общественных кампаний. В 2012 году это были знаковые протесты против SOPA и PIPA, сейчас же общественность мобилизовалась в поддержку принципа сетевого нейтралитета.

Изменились даже позиции отраслевых лоббистов. Американские отраслевые ассоциации, представляющие интересы звукозаписывающих компаний и киноиндустрии, наряду с влиятельной Гильдией киносценаристов США уже заявляли, что они не заинтересованы в новом продлении срока действия авторских прав.

Поэтому, подводит итог Воллмер, включение вопроса о продлении срока действия авторских прав в повестку дня американских законодателей весьма маловероятно.

Однако срок действия авторских прав все равно останется очень большим. Как отмечает автор книги Rebel Code Глин Муди, при появлении нового литературного произведения, музыкальной композиции или картины, весьма маловероятно, что кто-то будет жить достаточно долго, чтобы иметь возможность использовать их в своих собственных работах. Минимальная продолжительность действия авторского права в большинстве стран обычно составляет 70 лет с момента смерти автора. Другими словами, современные художники могут использовать только произведения, созданные их давно умершими предшественниками, если только художник не выбирает более щедрый подход к лицензированию, например, предлагаемый организацией Creative Commons.

Очевидно, что для эпохи цифровых технология, когда творцом может оказаться каждый, такое положение вещей весьма архаично.

Муди видит один из основных рисков в автоматизации определения контента, подпадающего под копирайт. Здесь можно вспомнить недавний случай с австралийским блогером, разместившим на YouTube 10-часовой ролик с “белым шумом”. В итоге он получил пять жалоб с обвинениями в нарушении авторских прав. Очевидно, что все больше компаний будут вводить на своих онлайн-сервисах такие автоматические системы. Это может привести к значительным злоупотреблениям.

Но куда большая проблема – это предложенные в разрабатываемой новой Директиве ЕС об авторском праве “фильтры загрузки”, которые будут сканировать контент, не допуская загрузку материалов, защищенных авторским правом.

Если работа использует материалы, находящиеся в общественном достоянии, ее можно будет легко заблокировать из-за ранее существовавших претензий компаний, которые создали свои собственные работы, используя те же свободные источники. Сейчас такая претензия будет наверняка отклонена, даже если она в итоге и дойдет до суда, но после введения автоматических фильтров загрузки ошибочные решения могут стать обыденностью.

Такая система потенциально могут эррозировать саму категорию общественного достояния. С другой стороны, возможно, что драконовская система фильтров загрузки окончательно делегитимизирует авторское право в глазах пользователей со всего мира.

Подробнее можно прочитать здесь.


Автор: Максим Волков

  0  

Источник: roskomsvoboda.org

Поделиться c друзьями: