Донская электронная библиотека опубликовала коллекцию материалов об истории педагогики

0   258   0

September 11, 2018 10:00


В общей системе наук и знаний педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Поделиться c друзьями:  


5b97b0118b8a871c6946f4cf

Отечественная история педагогики, начав свой путь от частных и разрозненных историко-педагогических наблюдений, сформировалась в самостоятельную область научного знания. Первые попытки обращения к историческому опыту педагогики были сосредоточены главным образом вокруг дидактического наследия Я.А. Коменского. Во второй половине XVIII в. появились переводы педагогических сочинений Дж. Локка, Эразма Роттердамского и др. Тогда же в работах профессоров Московского университета (А.А. Барсова, Н.Н. Поповского, Х.А. Чеботарева) были предприняты первые опыты теоретического осмысления наследия ряда зарубежных педагогов.

В первой половине XIX в. историко-педагогические исследования заметно расширились. Были сделаны первые опыты собирания и публикации материалов по истории просвещения в России (П. Кеппен, "Материалы для истории просвещения в России...", ч. 1-3, СПБ, 1819-27), создания хронологических сводов русского школьного законодательства (1830), историко-статистических обзоров развития школьного дела (1849-54) и т.д. В конце 50-х гг. П.Г. Редкин провел первый историографический анализ важнейших зарубежных работ по истории педагогики. Первую попытку осмысления предмета истории педагогики предпринял в 1860 Л.Н. Толстой, который видел задачу истории педагогики в историческом изучении не только целенаправленной и организованной педагогической деятельности, но всех воспитательных воздействий общественной жизни, формирующих человека. Во второй половине XIX в. расширились историко-педагогические исследования и активизировалось привлечение историко-педагогических знаний для фундаментальной разработки теоретико-педагогических и социально-педагогических проблем. В этом смысле показательны труды К.Д. Ушинского "О народности в общественном воспитании" (1857) и "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (т. 1-2, 1868-69). В 60-х гг. появилось первое на русском языке систематическое пособие по общей истории педагогики - труд Л.Н. Модзалевского "Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней". В конце XIX - начале XX вв. интенсивно разрабатывались история воспитательно-образовательной практики, история педагогического знания. Вышли монографии: Г.А. Фальборк, В.И. Чарнолуский, "Народное образование в России" (1900); Н.В. Чехов, "Народное образование в России с 60-х годов XIX века" (1912); И. Алешинцев, "История гимназического образования в России" (1912); труды по истории отдельных отраслей: И.М. Максин, "Очерк развития промышленного образования в России. 1888-1908 гг." (1909) и др. Исследовались отдельные этапы истории отечественной школы (С.В. Рождественский), история различных учебных заведений. Новым явлением в историко-педагогической литературе стали труды по истории общественной деятельности в области образования, истории отдельных педагогических общественных организаций, журналов. Разработка теоретических основ педагогики вызвала появление работ, посвященных истории педагогических идей и обширных персонализированных исследований, были опубликованы работы об отечественных педагогах: И.И. Бецком, Н.Ф. Бунакове, Н.А. Корфе и др. В центре внимания вновь оказалось творчество Коменского и Ушинского, идеи которых получили новое звучание в связи с задачами обновления научных оснований педагогики. Процесс осмысления истории педагогических идей отразился в ряде обобщающих трудов и учебных курсов по истории педагогики: М.И. Демков, "История русской педагогии" (ч. 1-3, 1895-1909), П.Ф. Каптерев, "История русской педагогии" (1909) и др. Важной отличительной чертой обобщающих историко-педагогических работ 90-х гг. было осознание значимости истории педагогики для решения современных проблем образования.

В развитии истории педагогики после 1917 выделяются основные этапы: до середины 30-х гг.; 2-я половина 30-х - середина 50-х гг.; 2-я половина 50-х - конец 70-х гг.; с начала 80-х гг. (продолжается). Главная тенденция первого этапа - переосмысление историко-педагогического материала с позиций марксизма и создание на этой основе обобщающих работ и учебных курсов по И.п. (Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич и др.). В 20-х гг. появились также первые конкретно-исторические работы, проблематика которых была непосредственно связана с актуальными задачами строительства новой системы просвещения, становления трудовой школы (М.М. Рубинштейн, А.А. Фортунатов, А.У. Зеленко, Медынский и др.). Для второго этапа характерны тенденции в развитии истории педагогики, связанные с преодолением негативного отношения к отечественному педагогическому наследию. В эти годы вышло значительное число монографий по истории отечественной школы (Н.А. Константинова и В.Я. Струминского, В.З. Смирнова, И.В. Чувашева и др.).

Разрабатывалась история частных методик и школьных учебников - исследования А.В. Ланкова, М.С. Лопатухина, Я.А. Ротковича, А.П. Юшкевича и др. С конца 30-х гг. стали выходить издания избранных сочинений русских и зарубежных педагогов, была издана "Хрестоматия по истории педагогики" (1935-40). В конце 50 - 70-х гг. вышли в свет крупные монографии по истории советской школы и педагогики Ф.Ф. Королева, Т.Д. Корнейчика и З.И. Равкина, А.И. Пискунова, К.И. Салимовой, С.А. Фрумова и др. Активизировалось изучение истории отдельных направлений образования в России - профессионального (среднего и высшего, в т.ч. университетского) и т.д.

Интегративные тенденции начали набирать силу только в начале 70-х гг. Тогда же появились первые обобщающие тома серии "Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР». С 1985 стала публиковаться "Антология педагогической мысли народов СССР". С конца 70-х гг. активизировалась разработка теоретико-методологических проблем истории педагогики (исследования Пискунова, Равкина, Э.Д. Днепрова, Ф.А. Фрадкина, Б.М. Бим-Бада и др.). Ведется источниковедческая работа, вызванная введением в научный оборот широкого круга новых историко-педагогических источников, а также историографические исследования по истории педагогики.
В коллекции представлены отечественные и зарубежные труды по теории и практики воспитания и обучения на разных ступенях развития общества, а также периодические издания по истории педагогики.

Посмотреть оцифрованную коллекцию Донской электронной библиотеки об истории педагогики можно здесь.

  0  

Источник: dspl.ru

Поделиться c друзьями: