Что мы знаем о European open science cloud?

0   190   0

January 12, 2018 18:00

Идея создать огромный онлайн-репозитарий для свободного распространения данных всех исследований, проведенных за счет европейских налогоплательщиков – смелый и крайне амбициозный план. На как на самом деле будет работать European open science cloud? Эксперты, политики и ученые обсудили план создания репозитария – вот то, что известно на данный момент.

5a58f24b8b8a8703ec8846a0

1. Открытая наука – фундаментальная перемена того, как делаются научные открытия.

Так считает ведущий автор проекта European open science cloud Донателла Кастелли (Donatella Castelli) из Национального исследовательского совета Италии. По её мнению, используя цифровые технологии и сервисы для обмена данными, наука может стать действительно открытой как для профессионалов, так и для любителей. Кастелли отметила, что такая серьезная перемена означает необходимость изменения правового поля, в котором существует современная европейская наука. Для полноценной реализации концепции открытой науки необходимо создать правила свободного обмена данными и ресурсами между странами и отдельными исследователями.

2. Научных данных очень много

Нам может казаться, что данных уже предостаточно – но правда заключается в том, что их будет еще больше. В то время как наши мобильные телефоны и компьютеры хранят мегабайты и гигабайты информации, в области больших данных речь идет о петабайтах. Петабайт – это 1024 терабайта. Один только проект Европейского термоядерного реактора (англ. European fusion reactor project) в ITER скоро будет производить 2 петабайта научных данных в день с целью создать новый, устойчивый источник энергии.

Задача ученых заключается не только в том, чтобы архивировать такое количество «сырых» данных, но и в том, чтобы выделить из них действительно ценную информацию.

3. «Научные демонстраторы» уже показывают, с чем столкнется European open science cloud

Проект European open science cloud сегодня находится на начальной стадии. Создавая «научные демонстраторы» (англ. science demonstrators ) – небольшие открытые репозитарии в специфических дисциплинах, таких как науки о Земле и физика высокой энергии, – специалисты столкнулись с первыми организационными, техническими и правовыми проблемами уже на этапе разработки. В то же время, «научные демонстраторы» указывают на потенциал открытой науки. Это хороший пример эволюционной природы European open science cloud, который называют проектом, в котором «учатся посредством работы над ним».

4. European open science cloud можно использовать для проведения любых исследований, будь то исследования в области онкологических заболеваний или археология

Один из «научных демонстраторов» – Pan-Cancer Analysis – позволяет исследователям проанализировать данные о жителях Голландии, чтобы обнаружить ранее неизвестные связи между ними и узнать больше о генетике рака. В Италии еще один проект использует облачную технологию для оцифровки старых текстов и индексации контента, предоставляя другим ученым доступ к нему.

5. Как сделать данные доступными и открытыми для повторного использования – пока вопрос

Открытые данные должны быть доступны, легко находимы, совместимы и открыты для повторного использования. Эти принципы лежат в основе проекта European open science cloud, но добиться этого в полной мере – серьезная задача.

6. Крупнейший в мире репозитарий данных не будет владеть этими данными

Ошибочно считать, что все данные, хранящиеся в European open science cloud, будут принадлежать проекту. Напротив, владеть данными по-прежнему будут локальные научно-исследовательские центры. Роль European open science cloud – помочь исследователям объединить разные инфраструктуры в одну большую сеть.

7. Для управления данными в Европе создаются новые правила

Европейские Общие правила по защите данных (англ. General Data Protection Regulation, GPDR) вступят в силу уже в 2018 году, изменив управление данными по всей Европе. Предполагается, что новые правила вернут людям контроль над своими личными данными, заставив все компании, предоставляющие сервис в Евросоюзе, подчиняться новому закону. Для European open science cloud это означает, что репозитарий будет иметь дело с одним законодательством, а не с 28 разными национальными законами.

8. Исследователи, работающие с открытыми репозитариями, тоже люди

Разработчики European open science cloud учитывают человеческий фактор, стараясь сделать интерфейс платформы максимально функциональным и простым, чтобы облегчить работу ученых.

9. Проект получит дополнительное финансирование

Евросоюз намерен запустить European open science cloud уже к 2020 году. В целом, 272 миллиона евро из бюджета программы Horizont2020 пойдет на развитие открытой науки.

Автор: Kevin Casey